Воспитательная работа
Цель и задачи воспитания
Цель: создание условий для формирования гармонично развитой личности студента, его способности к духовному, физическому, профессиональному самосовершенствованию и самореализации.
Задачи:
1) содействовать формированию патриота и гражданина, способного жить в новом демократическом обществе; формировать политическую, правовую и антикоррупционную культуру личности; росту правосознания детей и молодежи, их готовности противостоять проявлениям жестокости и насилия в детской и молодежной среде.
2) способствовать формированию духовно-нравственных и этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями жизни казахстанского общества.
3) способствовать ориентации личности на общечеловеческие и национальные ценности, уважение к родному языку и культуре казахского народа, этносов и этнических групп Республики Казахстан.
4) способствовать просвещению родителей, повышению их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка, повышению их ответственности за воспитание детей.
5) формировать трудовые навыки, экономическое мышление личности и осознанное отношение к профессиональному самоопределению, развивать экологическую культуру, а также способность воспринимать идеи ко эволюции и руководствоваться ими в повседневной жизни.
6) формировать мотивационное пространство, обеспечивающее развитие интеллектуальных возможностей, лидерских качеств и одаренности каждой личности, способствовать формированию её информационной культуры.
7) способствовать созданию в организациях образования поликультурной среды, формировать общекультурные навыки поведения, развивать готовность личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности.
8) создать пространство для эффективного формирования навыков здорового образа жизни, сохранения физического и психологического здоровья, умения определять факторы, наносящие вред здоровью.
Методологические основы организации воспитательного процесса
Концептуальные основы опираются на следующие методологические подходы:
Ценностный (аксиологический) подход – опора на диалектическое единство общечеловеческих и национальных ценностей, определяющихся сознанием человечества и духовно-нравственными смыслами отношений человека к миру, людям, самому себе.
Антропологический подход – системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении целостного педагогического процесса.
Личностно-ориентированный подход – опора на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий, поддержка процессов самопознания, самосовершенствования и самореализации личности, развития его индивидуальности.
Деятельностный подход–требует специальной работы по формированию деятельности ребенка, переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения, с тем, чтобы педагог обучал воспитанников целеполаганию и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Компетентностный подход–учет совокупности общих принципов определения целей воспитания, организации воспитательного процесса и оценки его результатов, формирования компетенций, обеспечивающих успешную социализацию личности.
Социальный подход – учет влияния социальной реальности на цели и задачи личности, педагогические последствия этого влияния для человека и общества.
Системный подход – предполагает рассматривать объект как сложное образование, не сводимое к сумме составляющих его частей и имеющее иерархическую структуру. Системное рассмотрение предполагает выделение структурных компонентов, их функций, установление функционально-иерархических связей, определение система образующего фактора, анализ внешних связей.
Целостный подход – отражает суть педагогического процесса, определяющегося единством интеллектуального и духовно-нравственного развития личности обучающегося.
Синергетический подход -позволяет рассматривать воспитание как процесс, в значительной степени самоорганизующийся, не основанный на прямых причинно-следственных зависимостях, а протекающий неоднозначно; процесс, обусловленный множеством внутренних и внешних влияний: закономерных и случайных, предсказуемых и стихийных, упорядоченных и хаотичных.
Концептуальные основы предполагают реализацию следующих принципов воспитательного процесса:
Принцип гуманистической направленности – последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегия его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе гуманных отношений.
Принцип общечеловеческих ценностей утверждает, что воспитание должно основываться на духовно-нравственных традициях и нормах национальной и мировой культуры.
Принцип культуросообразности– воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур.
Принцип непрерывности– всестороннее развитие личности на всех этапах ее жизнедеятельности, обогащение ее творческого потенциала и возможностей во все более полной реализации ее сил и способностей, профессионального и общекультурного роста.
Принцип природосообразности – приоритет общих законов развития природы; взаимосвязь естественных и социальных процессов; учет половозрастных особенностей в воспитательной работе.
Принцип целостности -обеспечивается интеграцией учебной и вне учебной деятельности: учебная деятельность формирует когнитивный компонент; во вне учебной деятельности развивается эмоционально-ценностный поведенческий компонент.
Принцип этничности – наполнение воспитания национальным содержанием, направленным на формирование национального сознания, создание условий для всех граждан учиться и общаться на родном языке, изучать традиции, обычаи, обряды своего народа.
Приоритетные направления воспитательной работы
Общечеловеческие и национальные ценности, являясь стержнем целостного педагогического процесса, пронизывают все направления воспитательной работы:
1) воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание;
2) духовно-нравственное воспитание;
3) национальное воспитание;
4) семейное воспитание;
5) трудовое, экономическое и экологическое воспитание;
6) поликультурное и художественно-эстетическое воспитание;
7) интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры;
8) физическое воспитание, здоровый образ жизни.
Цели воспитания и задачи воспитательной работы реализуются в образовательном процессе, во внеучебное и досуговое время.
В качестве измерителей эффективности реализации воспитательной работы представлены критерии, которые проявляются через отношения личности к окружающему миру, к тем или иным ценностям и общественным явлениям.
Первое направление – воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание
Цель: формирование патриота и гражданина, способного жить в новом демократическом обществе; политической, правовой и антикоррупционной культуры личности; правосознания детей и молодежи, их готовности противостоять проявлениям жестокости и насилию в детской и молодежной среде.
Критерии оценивания:
проявление уважительного отношения, чувства гордости и ответственности по отношению к:
- Родине, государственному строю, государственной политике, государственной идеологии;
- Конституции и законодательству Республики Казахстан, государственным символам (гербу, флагу, гимну), правопорядку;
- межнациональному и межконфессиональному согласию в стране, дружбе народов;
- достижениям своей страны в сфере экономического и социокультурного развития;
- ценностям, правам и свободам другого человека;
- природе, культурно-исторической жизни своего края (села, города,
- микрорайона);
- правовым знаниям и антикоррупционному поведению;
- требованиям законов, правам и обязанностям;
- социальным ценностям.
Механизмы реализации:
Занятия, учебные предметы, внеурочная деятельность, дополнительное образование. В рамках программы НДО «Самопознание» проведение уроков мужества, чести и достоинства, бескорыстного служения Родине, организация дебатных, дискуссионных клубов, патриотические форумы, акции, в том числе призывающие к нетерпимости к коррупции. Конкурсы и олимпиады школьников на знание атрибутов государственности и государственных символов Республики Казахстан. Краеведческие экспедиции по изучению культурного наследия, традиций и обычаев казахского народа, других этносов, проживающих в Казахстане. Встречи с государственными деятелями, литературы, искусства, науки, ветеранами войны и ветеранами труда, общественными деятелями, работниками правоохранительных органов, юстиции, органов государственной службы и противодействия коррупции; развитие системы детских и молодёжных инициативных проектов. Активизация деятельности детских и молодежных движений; совместную деятельность с общественными фондами; беседы, лекции, семинары, тренинги; экскурсии; распространение информационно-правовых материалов; организацию «служб доверия», акции «Я и закон», «Мы против коррупции – против предательства интересов общества».
Второе направление – Духовно-нравственное воспитание
Цель: формирование духовно-нравственных и этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с общечеловеческими ценностями, нормами и традициями жизни казахстанского общества.
Критерии оценивания:
проявление нравственного отношения к:
- общепринятым нормам морали и этики;
- собственному достоинству, чести и долгу;
- внутренней свободе и принятию нравственного решения;
- культуре, традициям, обычаям своего и других народов;
- религиозным ценностям;
- единству мыслей, слов и дел;
- совершенствованию своего характера;
- поступкам, одобренных внутренним голосом совести;
- единству различных культур и верований;
- бескорыстному служению людям;
- своему долгу перед родителями, родиной, обществом.
Механизмы реализации:
Усиление воспитательного потенциала обучения через интеграцию ценностей в содержание учебных предметов; разработка и выполнение социальных, благотворительных проектов, развитие волонтерства; педагогические консилиумы, институт родителей; усиление метапредметной и воспитательной роли программы нравственно-духовного образования «Самопознание», проведение мониторинга качества духовно-нравственного воспитания в школах, расширение возможностей системы дополнительного образования в свете духовно-нравственного воспитания.
Третье направление – Национальное воспитание
Цель: ориентация личности на общечеловеческие и национальные ценности, уважение к родному и государственному языкам, культуре казахского народа, этносов и этнических групп Республики Казахстан.
Критерии оценивания:
проявление чувства гордости и ответственности по отношению к:
- этническому самосознанию, этнической идентичности;
- владению родным и государственным языками;
- культурному наследию своего народа;
- обычаям и традициям казахского и своего народа;
- этнокультуре Казахстана;
- другим культурам этносов Казахстана;
- межэтническому миру и согласию.
Механизмы реализации:
Занятия, интеграция общечеловеческих и национальных ценностей в учебных предметах, дополнительном образовании, внеурочной деятельности. Деятельность кабинетов этнопедагогики; проведение акций в рамках проекта «Мәңгілік Ел», фестивалей и конкурсов по знанию символики Республики Казахстан, государственного языка, культуры и традиций казахского народа, истории Казахстана; краеведческая работа и др.
Четвёртое направление – Семейное воспитание
Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности и ответственности за воспитание детей.
Критерии оценивания:
проявление уважительного, бережного отношения к:
- этносоциальным ролям;
- своей семье и продолжению рода;
- ценностям семьи и брака через поддержание нравственных устоев.
Механизмы реализации:
Попечительские советы и родительские комитеты организаций образований; Центры репродуктивного здоровья, проведение консультаций специалистов, совместные семейные мероприятия; в рамках программы НДО «Самопознание» обучение родителей, проведение бесед с молодежью о культуре поведения юношей и девушек, внедрение элективных курсов «Этика семейной жизни» для старшеклассников и студентов вузов; участие родителей в жизни организаций образования; клубы отцов, бабушек; советы старейшин; психолого-педагогический всеобуч родителей через государственный заказ; сотрудничество с неправительственными организациями; восстановление работы дворовых клубов; организация доступа детей и молодежи к объектам дополнительного образования на безвозмездной основе; элективные курсы, фестивали, конкурсы, соревнования «Моя семья», «Семья года».
Пятое направление – Трудовое, экономическое и экологическое воспитание
Цель: формирование осознанного отношения к профессиональному самоопределению, развитие экономического мышления и экологической культуры личности.
Критерии оценивания:
1) проявление бережного и позитивного отношения к:
- государственной политике в области экологического развития, в частности, к программе «Зеленая экономика»;
- экологической грамотности, к природе, окружающим людям и самому себе;
- системе «человек – общество – природа»;
- разнообразным видам деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды;
- профессиональным знаниям и производительному труду;
- законам рыночной экономики.
2) проявление осознанного отношения к:
- соблюдению норм экологически безопасного поведения;
- выбору профессии;
- достижению цели в трудовой деятельности;
- профессиональной мобильности на основе непрерывного образования.
Механизмы реализации:
Занятия, учебные предметы, дополнительное образование экспедициях, туристических походах по родному краю, в субботниках, в озеленении и благоустройстве организаций образования, района, города, в посадке зелёных насаждений, в движении «Жасыл ел» и в рамках программы НДО «Самопознание» участие в волонтерском движении, в экологических форумах, научных экологических проектах, в очистке природных зон от мусора. Трудовое воспитание на занятиях, уроках технологии, дополнительное образование, внешкольную, внеурочную деятельность. Субботники, экскурсии на предприятия, встречи с наставниками, новаторами, успешными профессионалами, наставничество, дуальное образование, конкурсы профессионального мастерства, деятельность студенческих строительных и педагогических отрядов.
Шестое направление – Интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры
Цель: формирование мотивационного пространства, обеспечивающего развитие интеллектуальных возможностей, лидерских качеств и одаренности каждой личности, а также информационной культуры.
Критерии оценивания:
проявление заинтересованности, желания и стремления к:
- обучению на протяжении всей жизни;
- самостоятельному добыванию знания и умению пользоваться информацией;
- развитию способности мыслить критически, анализировать и эффективно использовать полученную информацию;
- овладению навыками исследовательской и проектной деятельности, способности к инновациям;
- развитию навыков ведения дискуссии;
- созидательной деятельности;
- работе в команде, укреплению корпоративного духа;
- критическому отбору источников информации;
- включенности в Интернет-сообщество;
- противостоянию девиантному поведению в Интернете;
- формированию Интернет-грамотности;
- этическим нормам в информационной деятельности;
- формированию высокой информационной культуры.
Механизм реализации осуществляется через:
Занятия, учебные предметы, элективные курсы, кружки и занятия по интересам, школьные и сетевые дебатные турниры, совместные проектные работы с детьми и молодежью; внеурочную работу, деятельность в детских и молодёжных объединениях, участие в органах соуправления различных уровней, дополнительное образование. Интеграция предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов с предметом «Самопознание», проведение элективных курсов. Интеллектуальные игры, конкурсы, тренинги, викторины, олимпиады, научно-практические конференции. Встречи с талантливыми специалистами и сверстниками, рефераты, научно-исследовательские, научно-тематические информационные проекты, творческие работы, доклады, сообщения, школьные и студенческие медиа центры, средства массовая информация, сайты, популяризация библиотек. Психометрические и социометрические тесты и методики; программы по развитию лидерства.
Седьмое направление – Поликультурное и художественно-эстетическое воспитание
Цель: формирование общекультурных навыков поведения, развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности, создание в организациях образования поликультурной среды.
Критерии оценивания:
проявление уважительного отношения к:
- толерантности и глобальному мышлению;
- поликультурности и полиязычию;
- знанию государственного, русского, английского и других языков; межкультурному взаимодействию;
- нормам поведения, принятым в том или ином культурном сообществе; нормам языковой и речевой культуры;
- эстетическим идеалам, художественным ценностям;
- творческому мышлению и воображению, художественно-эстетической деятельности.
Механизм реализации осуществляется через:
Занятия, интеграция программы НДО «Самопозание» в выявлении единства общечеловеческих ценностей во всех культурах, развитие умения молодёжи видеть единство в многообразии культур и народов. Кружки, литературные клубы; экскурсии: театры, музеи, художественные выставки, галереи, исторические места, мероприятия: творческие вечера, выставки работ детей и молодежи, фестивали дружбы народов, языковые и творческие клубы, конкурсы; встречи: с известными людьми, деятелями искусства; сотрудничество с Ассамблеей народа Казахстана и этнокультурными центрами; создание Малых Ассамблей народа Казахстана в организациях образования.
Восьмое направление – Физическое воспитание, здоровый образ жизни
Цель: создание пространства для успешного формирования навыков здорового образа жизни, сохранения физического и психологического здоровья, умения определять факторы, наносящие вред здоровью.
Критерии оценивания:
проявление желания и готовности к:
- скринингу состояния здоровья;
- социальным установкам и духовным потребностям;
- овладению способами эффективного противостояния негативным влияниям;
- рациональному использованию природных задатков;
- сохранению и укреплению здоровья, безопасному и ответственному поведению;
- стрессо-устойчивости к новым жизненным ситуациям;
- обеспечению безопасности и жизнедеятельности;
- созданию здоровье сберегающей среды.
Механизм реализации осуществляется через:
Занятия, уроки физической культуры, учебные предметы, дополнительное образование, спортивные секции и кружки, проведение в рамках программы НДО «Самопознание» информационно-просветительских курсов, семинаров-тренингов по репродуктивному здоровью, профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения, Вирус иммунодефицита человека основам здорового образа жизни; фестивали здоровья, спартакиады, маршруты безопасности; разработку и распространение информационно-пропагандистских материалов; организацию «служб доверия».
Условия реализации Концептуальных основ воспитания
Нормативно-правовое обеспечение – внесение изменения и дополнения в Законы Республики Казахстан «Об образовании», «О правах ребенка», Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» в части усиления ответственности родителей за воспитание детей.
Информационное обеспечение–использование современных информационных и коммуникационных технологий. Разработка механизмов поощрения пропаганды в СМИ, труда лучших преподавателей.
Научно-методическое обеспечение – разработка учебно-методических пособий и рекомендаций по организации воспитательной работы. Изучение, анализ и внедрение передового опыта, креативных идей и авторских программ по организации воспитательной работы.
Проведение научно-исследовательских работ по этнопедагогике и психологии, изучение культурного достояния казахского народа. Включение в перечень ежегодно рекомендуемой учебной литературы книг, хрестоматий и альманахов воспитательного и развивающего характера.
Организационно-управленческое обеспечение − создание условий для организации эффективной воспитательной деятельности на основе оптимального планирования воспитательной работы в организациях образования и их структурных подразделениях, координации их работы; создание единого образовательного пространства на основе интеграции содержания основного и дополнительного образования; регулярном изучении, обобщении и распространении положительного опыта работы, проведении мониторинга воспитательного процесса, изучении мнений субъектов воспитательного процесса. Поддержка исследовательской, инновационной деятельности; усиление потенциала семейного воспитания.
Материально-техническое обеспечение − создание необходимых материальных, технических условий, финансирование воспитательной работы из республиканского и местных бюджетов, эффективное использование гибкой системы стимулирования участников воспитательного процесса.
Психолого-педагогическая поддержка − сотрудничество организаций образования с педагогическим коллективом колледжей и профессорско-преподавательским составом педагогических вузов, сообществом родителей, научными и общественными организациями в воспитании студентов.
Совершенствование системы работы с различными категориями детей и молодежи, нуждающимися в психолого-педагогической коррекции развития.
Ожидаемые результаты реализации Концептуальных основ воспитания
Концептуальные основы воспитания должны обеспечить:
- позитивную мотивационно-ценностную сферу поведения личности в Казахстане;
- возросший уровень сформированности у учащейся молодёжи казахстанского патриотизма, гражданского самосознания, правовой и антикоррупционной культуры, толерантности и социально значимых качеств личности;
- основы культуры на общечеловеческих и национальных ценностях, уважения к родному и государственному языкам и этнокультуре;
- усиление воспитательного потенциала содержания образования в развитии духовно-нравственных качеств личности;
- повышение психолого-педагогической компетентности и ответственности родителей за воспитание детей, подготовку молодежи к созданию здоровой семьи;
- создание в организациях образования поликультурной среды, готовность личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности;
- развитое экономическое мышление личности и осознанное отношение к профессиональному становлению и самореализации; активная гражданская позиция в сохранении природы; высокий уровень экологической грамотности и культуры;
- успешную социализацию, самообразование и самореализацию, сознательное участие в укреплении института семьи, саморазвитии и самовоспитании. Таким образом, общий вектор Концептуальных основ воспитания направлен на формирование человека гармоничного, всесторонне развитого, обладающего развитыми духовно-нравственными качествами, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, активно участвующего в достижении главной цели Стратегии «Казахстан − 2050» −Мәңгілік ел.